English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области


ОПИСАНИЕ
ЗЛАТОУСТОВСКОГО
СВЯТО-ТРОИЦКОГО
СОБОРА

Составил В. Е. Боков,
Действительный член Оренбургской и Пермской
ученых архивных комиссий.

Уфа,
Губернская типография.
1904.

Посвящаю сей мой архивный труд
высочайшему Отцу Протоиерею
Стефану Яковлевичу Комарову.

Автор.

Введение

В непроходимых лесных дебрях, в кручах Уральских гор, благодаря обилию железных и медных руд, в 1754 году был основан жителем города Тулы купцом Максимом Мосоловым завод КОСОТУР на реке Ай, в пределах Оренбургской губернии.
Аборигены страны - башкиры, продавшие задаром свои земли с лесами, покосами и рудниками, были отброшены за заводскую грань и на заводе поселены русские переселенцы-крестьяне, как собственные крепостные заводчика, так и купленные у помещиков.
В 1765 году владельцем завода была построена в Косотуре деревянная церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С этого времени Косотурский завод переименован в ЗЛАТОУСТОВСКИЙ.
В 1768 году завод перешел во владения Тульского купца Илариона Лугинина.
В 1774 году церковь сия была сожжена Пугачевым. Вот как об этом доносили заводские служащие:
"31 мая 1774 года, по полуночи часу в шестом, подошед к Златоустовскому заводу известный злодей и общего порядка нарушитель Пугачев со своею воровскою партиею с большим числом русских и иноверных народов и, обступя оный завод со всех сторон, зажег и привел как Святую церковь, так и фабрики и обывательские дома в пепел".
В "Истории Пугачевского бунта" А. Пушкина упоминается о том, что Пугачевым были сожжены церкви в Златоустовском и Саткинском заводах.
После Трех-Святительская церковь была возобновлена и потом был пристроен придел во имя Святого Николая Чудотворца.
От Лугинина заводы перешли к Московскому купцу Кнауфу, а от него в 1811 году во владение казны.
На заводах всегда преобладало православное вероисповедывание, но бежавшие на Урал от преследования раскольники распространяли свои лжеучения и на православных. Их преследовали, молельни закрывали, богослужебные книги и иконы секвестровали, но благодаря скитам, сокрытым в диких, непроходимых лесах и недоступных горах: Юрминских, Таганайских и других, раскол поддерживался.
Православные теснились в Трех-Святительской церкви, иногда не находя в ней свободного места, не могшей вместить всех молящихся, и вот они в 1834 году, движимые религиозным чувством, избирают из среды своей доверенных для возбуждения пред горным начальством ходатайства о постройке нового обширного храма-собора. Управление горными заводами того времени было на особом положении. Оно было изьято из общего гражданского управления и организовано на особых началах (в духе военных поселений), по которым население всецело подчинялось одному горному начальству, от коего зависело все благоустройство народное, от которого зависело и разрешение строить новый храм и сбор денег - ибо жители управлялись горным начальством по воинскому и специально горному уставам и полковничей инструкции. Высшие должностные лица имели военные чины, служащие и рабочие считались нижними воинскими чинами.
На заводах были: своя полиция, свои больницы, богадельни, школы и свои церкви, содержимые на счет заводов.
Так, по Высочайше утвержденным 11 Мая 1847 года штатам в Златоустовском заводе состояло Православного духовенства:
Протоиерей 1 с содержанием в год 360 р.
Священников 2 с содержанием в год по 270 р.
Диакон 1 с содержанием в год 150 р.
Причетников 4 с содержанием в год по 48 р.
8-ми певчим добавочного жалования по 12 р.
Просвирен 2 с содержанием по 24 р.
Старост 2 с содержанием в год по 15 р.
Причетники, кроме того, получали еще пайки (ржаною мукою) на себя и жену по 2 пуда и на детей по 1 пуду - в месяц.
Руги с горнозаводского населения не полагалось.
В 1849 году с Высочайшего соизволения прибавлен третий священник.
Таким образом свидетельствуется, что в Златоустовском заводе до 1834 года была одна Православная церковь и затем прихожанами возбуждается ходатайство о постройке нового обширного каменного Храма.
В каком виде последовало разрешение, на какие суммы, как и когда строился Храм и во что постройка и благоустройство оного обошлись - все это составляет предмет настоящего описания.

В. Е. БОКОВ.


Назад в оглавление Далее "Глава I."

                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк