English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области


VII.
Выбор соборного старосты

Ублагоустроив своими средствами Собор, прихожане возымели желание выбрать церковного старосту и в этом деле вышли недоразумения и пререкания, небезынтересные для истории.

Соборным старостой избран от чиновников коллежский регистратор Бобров, и от мастеровых ему помощником мастеровой Григорий Кривощеков.

Златоустовский благочинный от 15 июня 42 г. писал в главную контору, что "преосвященнейший Иоанникий, епископ Оренбургский и Уфимский и кавалер, на сделанный ему доклад об избрании другого церковного старосты ко вновь устроенной Свято-Троицкой церкви, изволил отозваться, что как церковный староста избран уже прихожанами Златоустовского завода и утвержден в должности епархиальным начальством, и как Трех-Святительская церковь остается ныне заштатною, посему он, без определения и утверждения Святейшим Синодом особенного для него штата, согласиться на избрание другого церковного старосты не может. На основании Высочайшеутвержденной инструкции священноцерковнослужители определить помощника к старосте согласны. Что же касается до старшин, избранных из общества мастеровых или, так сказать, соглядатаев, то и сие обстоятельство также не согласно, ибо ответственность за целость церковной суммы и ризниц лежит на священноцерковнослужителях и старосте, надзор же и учет за суммою, ризницею церковною и исправностью зависит от епархиального и местного духовного начальства, а не мирян. Почетные прихожане приглашаются священно-церковно-служителями только к высыпке церковной суммы, а не для учета, печати прикладывают не прихожане, а с.-ц.-служители и староста, не касаясь денег, вычитаемых из жалованья мастеровых по прямой и законной обязанности старшин, они всемерно должны стараться беспрерывно собирать по книге подаяния не только по заводу, но и по всей епархии; суммы эти проверяются благочинным".

Главная контора на 23 июня определила: считать мастерового Кривощекова помощником церковного старосты, а на совещание с избранным от прихожан доверенным лицом приглашать преимущественно чиновника Боброва.

Ктитор Бобров доносил в ноябре 42 г., что протоиерей Попов не позволяет ему подписываться в приходно-расходных книгах, говоря, что он должен находиться только при высыпке денег; главная контора разъяснила, что по инструкции он может участвовать лишь при свидетельстве казны и заверять приходо-расходование оной.

30 ноября 42 г. избранные от общества старшины 3латоустовской Свято-Троицкой церкви подали в главную контору по форме на Высочайшее имя прошение об утверждении коллежского регистратора Боброва церковным старостой. Постановлено: отнестись к благочинному протоиерею Попову, испросить его согласие на назначение Боброва старостой, а в помощь ему Кривощекова, при несогласии его заводское начальство по желанию всего общества, будет ходатайствовать об этом прямо от себя.

Протоиерей отвечал, что как церковные старосты утверждаются в должности Епархиальным Архиереем, то просил обратиться об определении Боброва к его преосвященству.

О церковном старосте продолжается переписка, и Духовная Консистория спрашивала чрез протоиерея Попова, какие главная контора находит причины к удалению мастерового Федорова от должности церковного старосты?

Мастеровые объяснили, что "Федоров по малограмотности не может быть так полезен, как коллежский регистратор Бобров, который, как счетный чиновник, заслуживает доверенность и личным ходатайством пред начальством о церковных нуждах, Федоров же не может иметь смелости утруждать начальство", потому просили об утверждении Боброва.

Главная контора отзыв этот препроводила 22 апреля благочинному Попову, прося настояния его об утверждении Боброва пред епархиальным начальством. Далее мастеровые уже заявляли сомнение в правильности отчета в деньгах 230 р. ассигнациями, оставшихся в сбережении от отливки колокола.

Благочинный находил объявление мастеровых недостаточным, что ему известно, что "в числе поименованных в прошении есть грамотные, которые могли бы и сами расписаться". Главная контора, между прочим, писала, что "выборные мастеровые называют себя церковными старшинами, между тем как они таковыми быть не могут, т. к. почетными прихожанами почитаются лица благородного сословия, а не мастеровые, не имеющие никакого правильного понятия об отчетности церковной.

Продолжаются в ноябре 1843 г. пререкания о церковном старосте. Почетные старшины (мастеровые) отказались быть при высыпке денег из кружек. Дело пошло совсем на разлад, ибо благочинный жаловался на дерзости, своеволие мастеровых-учетчиков.

Преосвященный Иоанникий писал от 21 декабря 43 г., что Духовная Консистория, выслушав представленное благочинным объяснение мастеровых Златоустовского завода о причинах, почему г. Бобров может быть более полезен при отправлении должности церковного старосты, нежели мастеровой Федоров, постановила: определить коллежского регистратора Боброва, по предварительном отобрании от прихожан приговора, и ввести в ту должность по проверке церковного имущества.
После чего пререкания прекратились и все вошло в нормальное положение.


Назад к Главе IV. Вперед к Главе VIII.

                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк