English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области

 


Архив новостей

П. С. Мигашкин: "Во мне борются практик и политик".

Встречаться с первым руководителем города - это новогодняя традиция "Златоустовского рабочего". Тема разговора тоже традиционная - итоги года минувшего.

Для Петра Семеновича МИГАШКИНА ушедший год был "пробным камнем" в его новой должности главы Златоуста. Потому и диалог наш настоящий был не только о проблемах, которыми жил город, перешагнув порог третьего тысячелетия, но и о проблемах личности, возглавившей этот город.

- Петр Семенович, вы и город - теперь неотделимое целое. Для вас, человека, избранного его главой, законодательством отведен не год, а пять лет. Как город, как вы, да и все мы вместе взятые, златоустовцы, начали новую пятилетку?

- Учитывая систематические налоговые неплатежи последних пяти-семи лет, пребывание почти всех ведущих предприятий в тупике, когда производство упало в 8-10 раз, можно представить в целом наш уровень жизни. Это зачастую не вина старой администрации. Такова экономическая динамика по всей стране. От старого века нам осталось много долгов, налоговых неплатежей во все бюджеты.

Как известно, с 2001 года все взаимозачетные схемы в стране прекратились. Каждый должен был рассчитываться полным рублем. Текущие платежи за газ и энергетику - тоже "живыми" деньгами. И, как помните, первые месяцы 2001 года электричество в городе веерно отключали. Нехватка денег не позволяла вовремя проплачивать энергетику. В январе мы должны были отдать на зарплату бюджетникам 13,5 миллиона рублей, заплатить 18 миллионов за газ и энергетику - итого 31,5 миллиона. А в бюджет поступило только 18,5 миллиона рублей. Такая же ситуация наблюдалась в феврале и марте.

Несмотря на сложность, мы ставили задачу в первую очередь платить зарплату бюджетникам. Ситуация стабилизировалась в апреле - задержек не стало. Но приходилось ради этого жертвовать проплатами газовикам и энергетикам. Рассчитаться по долгам с ними мы смогли только к августу. Положение выровнял сбор налогов: в июле город получил 52 миллиона рублей, в августе - 61 миллион.

Чтобы ситуация в городе была относительно стабильной, необходимо иметь в бюджете не 400 миллионов рублей, как это наблюдается последние пять лет, а 800 миллионов.

Учитывая скудный бюджет и посоветовавшись с руководителями трудовых коллективов о том, как же нам дальше на фоне бюджетного дефицита развивать город, в начале года приняли компромиссное решение: за счет давальческих средств от предприятий всех уровней и населения.

Конечно, у нас пока так не получается, как в Каменске-Уральском, но в пределах 50 миллионов рублей за счет этой меры нам удалось все-таки вложить в город, точнее, в решение нескольких социальных программ. Это строительство моста около старой плотины (13 миллионов), реконструкция здания бывшего интерната для управления внутренних дел (около 11 миллионов), ремонт школ и развитие учреждений образования (23 миллиона рублей). И пока точно не подсчитана сумма вложений предпринимателей в обновление фасадов домов, офисов, благоустройство прилегающих территорий, на оборудование автомобильных парковок и автобусных остановок.

- Охотно ли директора предприятий дают эти деньги?

- С осторожностью, я бы так сказал. Почему привел в пример Каменск-Уральский? Город примерно с таким же количеством населения. Но там вложения в город, помимо бюджетных средств, от промышленников и предпринимателей составляют по 300 миллионов в год. Так что эту политику будем продолжать и в дальнейшем, потому что другого выхода для поддержки города у нас нет.

- А Златоуст, на ваш взгляд, шагнул вперед за истекший год, топтался на месте или откатился назад? Прежде всего, с экономической точки зрения.

- Я считаю, что на фоне последних лет самым благоприятным был 2000 год. И не только я так считаю, а все главы городов, с которыми общаюсь. Но так как политика государства направлена на централизацию всех налогов, 2001-й оказался не лучшим. Судите сами: норматив отчислений по подоходному налогу в городской бюджет в 2000 году был 84 процента, в 2001-м - 42 процента. На этой статье мы недополучили 60 миллионов. Отменены местные налоги, налог на жилищный фонд - это такая же сумма, 60-70 миллионов.

Раньше, когда допускались взаимозачеты, сводить концы с концами было все-таки легче. А все новое, как известно, внедряется тяжело.

То есть, год был не из лучших. Сказать, что город совсем скатился вниз, нельзя. Если сравнивать с другими городами, то Златоуст идет на том же уровне. И не хуже, и не лучше.

- Нельзя ли подробнее узнать, как мы смотримся на уровне области?

- В области заметили возрождение в Златоусте шефства организаций над школами и детскими садами. Обратили внимание, прежде всего, главы других городов и интересуются, как мы это делаем. Хотя и скромненький, но это уже интерес к златоустовскому опыту. Да и губернатор знает обстановку в нашем городе, даже не заезжая к нам. И оценивает положительно правильность наших действий.

Надо подчеркнуть, что область ни в один из городов сразу с распростертыми объятиями не приходит с помощью. Она сначала смотрит, что новая администрация сама-то умеет делать. Мы можем плакать, как нам плохо, но это бессмысленно: все равно ничего не дадут. Требуется показать, на что сами способны. Я такую позицию считаю правильной: нужно сначала посмотреть, кто и с какими мыслями пришел в городах работать администраторами, что собираются делать? И только когда областная администрация увидит желание и способности что-то самим делать на местах, у нее появляются встречный интерес и желание помогать.

- А каким был первый год для вас в новой должности? Трудным, терпимым, легким?

- Надо признаться, что серьезный отпечаток на меня наложила хозяйственная работа - это 24 года. Поэтому, когда мне сейчас предоставляется возможность побывать в каком-нибудь трудовом коллективе на собрании, у меня в сознании сразу мысль: а эффективно ли работает данное предприятие, чем оно полезно для нашего города? Это специфика мышления хозяйственника. Вторая особенность: работая в хозяйственной должности, я, в первую очередь, видел человека, коллектив, его финансы и экономику. И никогда не интересовался политикой. Теперь надо заниматься и этими "чуждыми" для меня вопросами, хотя чисто профессионально я не хочу этим заниматься. Во мне борются практик и политик.

В прежней моей практике экономика, финансы, люди, технология - все как бы было разложено по полочкам, то есть у меня не было хаоса в производстве. Была стабильность, и люди знали, какими вопросами я занимаюсь. А в городском хозяйстве я увидел, извините за выражение, бардак. Например, "Водоканал" имеет хронические долги, и ему, в свою очередь, тоже должны в пределах годового бюджета. И так все предприятия должны друг другу в пределах своих годовых объемов. Подобная порочная экономика не может существовать. У нас в АТП долгов по налогам не было. А в городе каждое муниципальное предприятие должно громадные суммы, и все руководители спят спокойно. Налоги они не платили многие годы. Я был удивлен этим положением вещей. Руководитель так не должен работать.

Я не помню, чтобы была задержка по зарплате в АТП, хотя это давалось не так-то просто: многое приходилось изучать, внедрять. Девять лет пенсионеры автотранспортного предприятия получают по 250 рублей надбавки к пенсии. А в комитете городского хозяйства задержка зарплаты три месяца считается нормальным явлением. Для меня это совершенно непонятно.

Когда осознал, что необходимо для развития города привлекать средства предприятий, то процесс убеждения руководителей стал для меня очередной сложностью. Учитывая, что большинство из них сами еще толком на ноги не встали, трудно было уговаривать что-то отдать городу.

Следующее. Извините, опять сравнение. У себя на предприятии я привык вовремя платить за газ и электроэнергию. А на уровне города из-за отсутствия денег я этого делать вовремя не мог. Отключения электроэнергии принесли бессонные ночи. Хотя их в 2001-м году было меньше, чем в 2000-м.

Я никогда раньше не слышал, чтобы обо мне ходили какие-то слухи. А не успел заступить на новую должность, как, оказывается, я и сердечник, и больной, боюсь выходить в народ, в кабинет никого не впускаю. Что попал в аварию и так далее. Идут звонки в администрацию и даже домой. Это своего рода тоже психологическое давление. Видимо, в городе кто-то заинтересован, чтобы дела мои не ладились. А мне, представьте, умирать вовсе некогда.

-Не пожалели, что сменили профессию?

- Не буду лукавить в этих делах. В училище отработал семь лет и перешел главным инженером в ЖБИ. Переживал смену профессии 1,5-2 года. А в транспортом предприятии отработал в общей сложности 20 лет! Учитывая такой срок, конечно, я в полной мере еще не перестроился. Не могу сказать, что пожалел. Но за этот год посмотрел на власть не с позиции директора предприятия, а другими глазами. И если вдруг обратно вернусь, я буду знать нужды первого руководителя города и к власти стану относиться как бы более бережно.

- А сегодня вы знаете, как и какими проблемами живет рабочий класс Златоуста?

- Знаю, чем живет, и то, что живет тяжело. Да вот только мгновенно помочь ничем не могу. Но силы администрации направлены на коренное улучшение жизни горожан в ближайшей перспективе. Хоть маленькими крупицами, но стараемся помогать нашим жителям. Только детскими пособиями заплатили более 64,5 миллиона рублей (около 13 миллионов из них - былые долги), ни в один из последних годов этого не делалось. Второе: бюджетники в минувшем году вовремя получали заработную плату, хотя сделать это для нас было очень сложно. Это тоже своего рода помощь. Далее, нас обязывали взимать квартирную плату в размере 75 процентов от общей стоимости, а мы брали лишь 65 процентов. Не добирали 10 процентов, потому что знаем, что у людей нет денег, нечем платить.

Я сегодня очень хорошо знаю проблему тепла в поселке Строителей, на Северо-Западе, в районах метзавода и проспекта Гагарина - всюду, где недостаточно тепла и горячей воды. Но пока нет ни финансовых сил, ни возможностей навести в этом хозяйстве порядок.

Знаю и то, что заводы наши работают пока нестабильно. Заработная плата в Златоусте одна из низких. Для сравнения, в Магнитогорске средняя заработная плата составляет 4,5 тысячи, а у нас 2,5 тысячи рублей (это цифра за 11 месяцев). Не нравится мне и то, что мы и по объему выпускаемой продукции отстаем (на пятом месте в области), и по прибыли (на девятом месте). А ведь Златоуст по численности населения третий город в области... Впереди по вышеперечисленным показателям идут и Миасс, и Сатка. Эти отставания наблюдаются не только по 2001 году, но и по нескольким предыдущим.

- Судя по всему, впереди еще более тяжкие времена для народа. Страшно, когда чиновники из центра называют коммунальной реформой очередное повышение квартплаты... Будет ли что предприниматься в нашем городе, дабы не наращивать, а сокращать коммунальные платежи? Чтобы реформа была не мнимой, а подлинной.

- Реформа коммунального хозяйства идет. И как будто бы неплохо. Но на бумаге. Отчеты смотришь - все сделано. Да и на деле повод для повторных жалоб ликвидируется - сам убедился во время повторных проверок исполнения заявок. Контроль по ликвидации жалоб теперь осуществляют независимые эксперты из отдела по обращениям граждан.

Но это не та реформа, которая должна быть на самом деле. Из-за незаизолированных труб теряем 37 процентов всего городского тепла. Голые трубы, протекающие крыши и так далее - это что, реформа? Хорошо реформы делать там, где жилью 30-40 лет, но не 60-70, как у нас. Посмотрите на улицу Карла Маркса, где дома разваливаются... При таком страшном безденежье и такой аварийности жилья реформу проводить, конечно же, необходимо. Но денег нужно иметь для этого в 10 раз больше, чем имеем сегодня.

Мы просчитали ситуацию при 90-процентных платежах граждан за жилье и коммунальные услуги. Должны с этого года собирать по 290 миллионов рублей, на которые, казалось бы, можно привести хозяйство мало-мальски в порядок. Но 65 миллионов из них - это федеральные льготы за жилье. Эти деньги к нам никогда не поступали. Не получим мы их, видимо, и в новом году. Далее, на льготы в виде субсидий уйдет еще 12,5 миллиона рублей. Квартирные неплательщики нанесли ущерб хозяйству города в размере 20 миллионов, сейчас их, по-видимому, будет еще больше. Итого, 90 миллионов рублей из 290 мы потеряем. Отсюда результат: при хроническом недополучении денег коммунальные реформы могут идти только на бумаге.

- Создается впечатление, что на множество проблем в городском хозяйстве вы сразу не распыляете силы. Какие главные задачи наметили на предстоящий год? Про себя. Но для города.

- Задачи те же. Вовремя платить заработную плату - это первое. Своевременно закрывать платежи газовикам и энергетикам. Вот здесь-то и надо обратить внимание на подлинное реформирование коммунального хозяйства. Имею в виду перевод этих предприятий в частную собственность. Только в этом вижу залог успеха в их работе. Первыми, с кого хочу начать, - это с трамвайного управления, с "Водоканала" и со Златоустовских коммунальных электросетей. Именно здесь изначально нужно реформирование. В новой структуре они должны нормально заработать: чтобы и предприятие развивалось, и вовремя платило зарплату, и чтобы не копились долги, как это происходит сейчас. Станут собственниками - будут это делать.

- Что бы хотели пожелать городу и горожанам в наступившем году?

- Горожане пусть не волнуются. Мы приложим максимум усилий, чтобы Златоуст развивался, чтобы бюджетникам вовремя выдавалась зарплата и в соответствии с новыми тарифами.

Обращаюсь к коллективам предприятий с пожеланием улучшить работу. Мы должны возвратиться на свое место: по объемам выпускаемой продукции - с пятого на третье место, по прибыли и заработной плате - тоже на соответствующее. А это зависит от стабильной работы. И у металлургического, и у машиностроительного заводов в наступившем году есть серьезные перспективы в развитии их производств.

Беседовала В. СОГРИНА.
"ЗР" 4.01.02

22.01.02 14:43


      Архив новостей


                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк