Это о детях, о развитии их творческих способностей. Такой разговор состоялся 22 января в детсаду N 77, где проходила научно-практическая конференция воспитателей и учителей начальных классов соседней школы N 10.
Содружество двух коллективов имеет далекую историю, оно началось в 1986 году, и, естественно, встреча эта была далеко не первой. Но обмен опытом по развитию именно творческих способностей на основе наблюдений учителей-практиков и психологических исследований в условиях перехода к 4-летнему начальному образованию был особенно обстоятельным.
Школьный психолог А. В. Петрова привела данные тестирования выпускников этого детского сада до поступления их в школу, и сегодня, когда они уже стали второклассниками. Исследование шло по многим параметрам, определялись способность к обобщению, общая осведомленность, богатство словарного запаса и т. д. Результативность выполнения тестов детьми значительно выросла.
И что особенно порадовало работников детсада - девочка, которая вряд ли могла, по их мнению, выдержать повышенную нагрузку в школе с углубленным изучением немецкого языка, напротив, учится весьма успешно. Это заслуга школы.
Чтобы побудить ребенка к творчеству, воспитатель должен быть предельно чуток и искусен. Работу такого рода надо начинать рано - с полутора-двух лет, обязательно поощряя творческое начало, - объясняла Г. В. Устинова - педагог-психолог детсада N 77. Принуждение - враг творчества, поэтому любая деятельность должна стать сначала увлекательной игрой, а, помогая ребенку, не нужно превращать помощь в подсказку.
Полным радостных открытий было выступление учителя первого класса школы N 10 И. В. Шиловой. Она впервые работает с шестилетками и вывод ее таков: "Эти дети - просто чудо!".
Ей, не один год обучающей школьников младшего звена, пришлось все-таки перестроиться, освоить новые учебники, подумать, как добиться, чтобы не угасал у ребенка интерес к творчеству, к учебе. И ведь получается! Главное, чтобы ребенок сам видел свой рост, свой успех, чтобы неосторожное слово наставника ("неправильно!", "неверно!") не заставило малыша замкнуться...
Интересными были сообщения М. В. Карпук, воспитателя-методиста, и Т. Л. Порсевой, учителя школы N 10, руководителя творческой лаборатории "Одаренные дети".
Определив, что такое "детская одаренность", они продемонстрировали комплекс средств, помогающих в работе с такими детьми.
- Ученые считают, что их совсем немного, только 2-3%, - сказала Т. Л. Порсева, - но развивать надо всех. - И показала, каким образом она старается развить речь, воображение, память, внимание, сенсомоторику.
Ролевые игры сегодня проводят специалисты на семинарах. Для ребенка же игра - важнейшее средство познания и развития творческих способностей. Об этом говорила воспитатель М. Г. Суроваткина. А в заключение музыкальный руководитель Т. В. Комалова, рассказав, какие приемы для выработки навыков творческой работы у детей она использует, провела с собравшимися своеобразное занятие: черную веточку зимнего дерева и коробку с акварельными красками в ее руках нужно было каким-то образом объединить в рассказе...
Желающие рассказать нашлись тотчас. Но первой сочинила целую историю, наподобие андерсеновской сказки, Изольда Викторовна Шилова. Рассказ всем понравился.
Так что в полном смысле оправдались прозвучавшие на конференции слова: "Творческую личность может воспитать только творческий педагог". Про детей же было хорошо сказано: "Пусть расцветают все цветы".
И. Николаева.
"ЗР" 2.02.02